Медведь и человек
Медвежий праздник - комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя, и у многих народов Азии и Северной Америки, живущих в лесной зоне, распространен культ медведя. Чтобы умилостивить убитого на охоте медведя, совершали различные обряды. Мясо съедали с соблюдением строгих ритуалов. Некоторые народы Сибири и Северной Америки устраивают перед тушей танцы в масках, ханты и манси - примитивную драму на сюжеты охоты.
24 марта - закончилось весеннее равноденствие, день стал длиннее ночи. Это время восточнославянского “праздника пробуждающегося медведя”, созвучно с одноименным греческим праздником, его еще называют комоедицы - комедия. Сейчас Пасха и Великий Пост сдвинули Масленицу со своего исконного места - 24 марта, а когда-то именно в этот день сжигали чучело, катали горящие колеса, плясали в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом наружу тулупах. Ряженые медведем были обязательными участниками масленичных игр.
Почитали хозяина леса на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес (Волос), бог - покровитель скота - волосатый, косматый, отсюда и “волхв” (изначально колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру).
В старину в праздник - будь то Новый год или Масленица, на Руси прибегали к медвежьим услугам. Тешили народ медвежьими плясками. Подготовкой медведей занимались специально.
“Это была крестьянская хата с каменным полом, под которым находилась русская печь. В хату впускали ручного медведя и нагревали пол, отчего животное, чтобы меньше страдать, становилось на задние лапы, нагревали пол сильнее и медведь уже подпрыгивал. В это время производили условный стук, по окончании его кормили медведя, лакомили его хлебом, медом или вином. Наконец приходило время, когда не надо было нагревать пол, потому как медведь, услышав стук, начинал плясать в ожидании последующего кормления. Тысячи косолапых артистов выкидывали уморительные штуки по всем городам старой Руси”.
В конце прошлого века случилось страшное. Вышел Указ о запрете промыслом медведями, и всех ручных медведей сами хозяева должны были истребить. Убивали тысячи медведей. Один такой случай описан в рассказе В.Гаршина “Медведи”: “С четырех уездов сошлись несчастные цыгане со всем своим скарбом, с лошадьми и медведями. Больше сотни косолапых зверей, от маленьких медвежат до огромных стариков в поседевших и выцветших шкурах, было собрано на городском выгоне... чтобы устроить разом большую казнь. Цыгане с ужасом ждали решительного дня, когда им придется перебить своих кормильцев.
Они в последний раз совершали свой поход по деревням со знаменитой козой и ее барабанщиком, непременными спутниками медведей. В последний раз толпа мальчишек и девчонок бежала к ним за версту навстречу и с ликованием возвращалась вместе с их нестройной толпой в слободу, где начиналось самое торжество...
Они шли по деревням, давая в последний раз свои представления. В последний раз медведи плясали, боролись, показывали, как мальчишки горох воруют, как ходит молодица и старая баба...
Настало пасмурное, хмурое, настоящее сентябрьское утро. Цыгане потеряли всякую надежду. Женщины забились в шатры вместе с ребятишками, чтобы не видеть казни. Мужчины откатили к краю становища телеги и привязывали к ним зверей.
Старик Иван стоял возле своего огромного старого медведя: “ И вот я убить тебя должен... Приказали мне застрелить тебя своей рукой; нельзя тебе больше жить на свете. Что же? Пусть бог на небе рассудит нас с ними.” Он взвел курок и прицелился в зверя. И медведь понял. Из его пасти вырвался жалобный отчаянный рев; он встал на дыбы, подняв передние лапы и как будто закрывая ими себе глаза, чтобы не видеть страшного ружья...
По всему табору затрещали выстрелы.
Один медведь сорвался с цепи и понесся прочь... к лесу. За ним - толпа преследователей. Несчастный забился в самую глубину кустов, рана от пули сильно болела; он свернулся в комок, уткнув морду в лапы и лежал неподвижно, оглушенный, обезумевший от страха, лишившего его возможности защищаться. Его убили поздно вечером, выгнав из убежища огнем. Всякий, у кого было ружье, считал своим долгом всадить пулю в умирающего медведя, и когда с него сняли шкуру, она уже никуда не годилась”.
Конфликт зверя и человека существовал во все времена. С каждым годом он делается все острее. Все сильнее становится человек с помощью орудий цивилизации; все уязвимее и беззащитнее звери. Они, как и мы, имеют право на жизнь. Нужно уважать это право.
Пусть всегда рядом с нами на этой Земле живет красивый и сильный зверь - медведь.