Развитие отечественной анатомии
В древнерусских рукописях X--XIII вв. имеются некоторые анатомические сведения о строении органов, большинство из них основано на взглядах и положениях Галена. Такие знания приведены в «Церковном уставе» (X в.), «Изборнике Святослава» (XI в.), «Русской правде» (XI--XII вв.).
Труды философов и врачей Древней Греции, содержащие сведения по анатомии, проникли в соседние с Россией Грузию, Армению, Азербайджан, Среднюю Азию уже в I тысячелетии н. э. Большое влияние на развитие медицины и Средней Азии оказал «Канон врачебной науки» Авиценны, в Закавказье -канон, содержащий учение о зароастризме «Авеста». В X--XI вв. Иса-ур-Риги (современный Азербайджан) в книге «Тибб» («Медицина») приводит сведения по анатомии. Философ и врач Омар Осман-оглы, вопреки законам ислама, вскрывал трупы людей и изучал лиатомию. Судя по сохранившейся книге Лбусаида «О строении человека», написанной в XII в., анатомия успешно развивалась в Киликийской Армении. Грузинские ученые -философ Петрици (XI--XII вв.), врачи Кананели (XI в.), Копили (XIII в.)--в своих рукописях оставили ряд анатомических описаний.
В XV--XVI вв. в России в книгах «Врата Аристотелевы» и «Тайна Тайных» были изложены наряду с теоретическими вопросами медицины представления античных авторов об анатомии, их обсуждение и краткое описание телосложения человека. В 1658 г. в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей, изучавших анатомию «по скелету». В том же году Епифаний Славинецкий перевел с латинского языка на русский труды Везалия задолго до их перевода на другие языки (на немецкий-лишь в 1781 г.).
В XVII--XVIII вв. были открыты школы (академии), где преподавалась анатомия: в Тарту (1632), Вильно (1647), Клгаве (1775), Гродно (1775). При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. Одна из таких школ была открыта в Москве в 1707 г. В 1733 г. медицинские школы были открыты в Петербурге и Кронштадте, в 1758 г. в Барнауле. Анатомию преподавали по рукописному учебнику II. Бидлоо (1670--1735) «Зеркало анатомии», а также по первому русскому анатомическому атласу (1744) М. И. Шеина (1712--1762), который перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера (1757) и первым создал русскую анатомическую терминологию.
В 1724 г. была создана Российская Академия наук, а в 1775 г. по инициативе М. В. Ломоносова (1711 --1765) был открыт Московский университет. Курс анатомии в университете при Академии наук читал на русском языке ученик М. В. Ломоносова -анатом, академик А. П. Протасов (1724--1796), автор многих русских анатомических терминов, который выполнил ряд работ о телосложении человека, строении и функциях желудка.
Первый русский профессор Московского университета С. Г. Зыбелин (1735-1802) читал лекции по анатомии на русском языке, написал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней». Он высказал мысль об общности происхождения животных и человека.
В 1783 г. профессор Н. М. Амбо-дик-Максимович (1744--1812) опубликовал «Анатомико-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлянский (1748--1795) издал труд «О строении почек», в котором описал открытую им капсулу клубочка и мочевые канальцы.
В XIX в. были широко известны московские анатомы Е. О. Мухин (1766--1850), выпустивший «Курс анатомии» (1812); И. М. Соколов (1816-1872), издавший «Атлас анатомо-хирургических таблиц». Д. Н. Зернов (1843-1917), в течение многих лет возглавлявший кафедру в Московском университете, написал руководство по описательной анатомии человека, которое выдержало 14 изданий. Д. Н. Зернов изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.
П. А. Загорский (1764--1846) -основатель Петербургской анатомической школы -изучал сравнительную анатомию, высказал мнение о связи между структурой и функцией, автор первого русского оригинального учебника по анатомии «Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческого тела». Ученик П. А. Загорского --И. В. Буяльский (1789-1866) опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии и первым в России использовал в анатомии коррозионный метод.
Н. И. Пирогов (1810--1881) разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Он создатель новой отрасли науки -топографической анатомии и учения о взаимоотношениях главных кровеносных сосудов и фасций, автор «Полного курса прикладной анатомии», атласа «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы».
Ученик и последователь Н. И. Пирогова В. Л. Грубер (1814--1890) создал в Петербурге лучший анатомический музей, коренным образом реорганизовал преподавание анатомии. Его работы посвящены главным образом систематической и сравнительной анатомии.
П. Ф. Лесгафт (1837--1909), профессор Медико-хирургической академии в Петербурге, затем Казанского и Петербургского университетов, по праву считается основоположником функциональной анатомии и теории физического образования. Он автор труда «Основы теоретической анатомии», выдвинул и обосновал положение о возможности направленного изменения структуры человеческого организма путем воздействия на его функции, в первую очередь с помощью физических упражнений. Работы П. Ф. Лесгафта посвящены архитектуре костей, строению и функциям суставов и мышц, анатомии прямой кишки и промежности, общим закономерностям хода и ветвления кровеносных сосудов, а также воспитанию детей дошкольного возраста. П. Ф. Лесгафт является организатором в Петербурге высших курсов подготовки преподавателей физвоспитания (1896).
Многие открытия в области анатомии были сделаны в Киеве. В. А. Бец (1834--1894) изучал строение мозгового вещества надпочечников, коры головного мозга и описал гигантопирамидальные невроциты. Ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848--1902) --автор монографии «Варианты артерий и вен» (1900); Ф. А. Стефанис (1865--1917) изучал лимфатическую систему тела человека.
После октября 1917 г. возникли новые медицинские институты, были организованы кафедры анатомии, морфологические научно-исследовательские институты, успешно разрабатывались новые методы исследований.
Отечественные ученые успешно развивают функциональное и экспериментальное направления в анатомии. Основатель Ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872--1954) в течение многих лет возглавлял кафедру анатомии Военно-медицинской академии. Он проводил глубокие исследования в области экспериментальной анатомии, изучал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования организма. В 1896 г. В. Н. Тонкое впервые начал рентгеноанатомические исследования скелета. Он автор одного из лучших учебников, который выдержал шесть изданий. Ученик В. Н. Тонкова Б. А. Долго-Сабуров (1900--1960) изучал коллатеральное кровообращение и нейрососудистые отношения в центральной нервной системе, морфологию блуждающего нерва и афферентную иннервацию вен. Широко известны его книги «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека» (1956), «Иннервация вен» (1959) и др. В. Н. Шевкуненко (1872--1952) разработал учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов, о типах строения органов, ветвления сосудов и нервов. Большая роль в развитии отечественной анатомии принадлежит харьковскому анатому В. П. Воробьеву (1876-1937). Широкое признание и распространение получили разработанные им методы макрои микроскопического исследования строения вегетативной нервной системы, нервов сердца и желудка. В. П. Воробьев создал пятитомный «Атлас анатомии человека».
Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес Д. А. Жданов (1908--1971), автор фундаментальных книг «Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945), «Общая анатомия и физиология лимфатической системы» (1952).
Значительный след в истории анатомии XX в. оставил Н. К. Лысенков (1865--1941), автор (совместно с В. И. Бушковичем) популярного учебника по анатомии для студентов-медиков. Основоположником возрастной анатомии был Н. П. Гундобин (1860-1908), изучавший анатомо-физиологические особенности у детей, автор широко известного труда «Особенности детского возраста». Вопросам антропологии, расоведения, разработке антропометрических методов посвящены исследования В. В. Бунака (1891 -1979)
Автор учебника для биологов «Анатомия человека» М. А. Гремяцкий (1887--1963) разрабатывал вопросы сравнительной анатомии, палеонтологии и антропологии, исследовал скелетные останки неандертальского человека из грота Тешик-Таш.
Большой вклад в анатомическую науку и спортивную морфологию внес М. Ф. Иваницкий (1895--1969), возглавлявший кафедру анатомии в Московском институте физической культуры, работавший в области динамической и проекционной анатомии, автор популярного учебника.
Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными.