admin

Больные птицы

В Москве нет служб, занимающихся больными птицами?

Говорят, залетевший в дом голубь – это плохая примета. Действительно, чего уж тут хорошего: голуби переносят всяческую заразу, не исключая токсаплазмоз и столь нашумевший птичий грипп. Поэтому, когда 6 ноября к нам на балкон залетел сизокрылый, мы бросились звонить специалистам.

Голубь был явно болен – он сидел, нахохлившись, несколько раз с трудом пытался взлететь, но грузно опустился обратно. Потом он забился за детские санки, свесил голову и так там и остался. Первому мы описали симптомы голубиного поведения оперативному дежурному ГОЧС по Москве Олегу Седову. Тот сначала растерялся:

Наша группа не поедет! У спасателей нет лицензии на работу с животными!

Да нам не надо, чтобы вы с ними работали. Просто заберите птицу и делайте, что хотите, - пытаемся втолковать дежурному. – Понимаете, у нас дома маленький ребенок.

Ну так выкиньте этого голубя сами.

Как же так, и врачи, и даже ваш прямой начальник – глава МЧС – говорили, что трогать больных птиц категорически нельзя самим, что это должны делать специалисты.

Да?! – дежурный спасатель явно был удивлен. – Так не трогайте. Но выехать мы к вам все равно не можем. В связи с птичьем гриппом не объявлена ведь чрезвычайная ситуация? Так что это не наш профиль. Вот если вы у себя на балконе бомбу найдете или, к примеру, ядохимикаты – тогда звоните, мы приедем. А я вам дам телефон московских дежурных Роспотребнадзора. Да, и не открывайте балконные окна на всякий случай.

Из Роспотребнадзор нас отправили в Центр гигиены и эпидемиологии. Дежурный врач Геннадий Владимирович тоже посоветовал выкинуть голубя самим: мол, не факт еще, что голубь помирает от птичьего гриппа…

А если голубь клюнет или поцарапает в тот момент, когда мы его будем выносить, тогда что делать?

Тогда и позвоните.

Но потом сжалился и дал телефон ветеринарной службы. По этому номеру оказалась… обычная московская квартира. Несчастная жиличка сказала, что ей уже обзвонились по таким поводам: «Каждый день звонят, требуют, чтобы мы «зачистили» дворы от птиц! То ли действительно птицы массово мрут, то ли уже паника началась. Но в любом случае, почему эти городские специалисты дают всем наш телефон, неужели у них неправильные справочники?

7-летняя племянница, наблюдая всю эту суматоху, удивленно пожимала плечами: «А почему власти ничего не делают?!» Вспомнили про аналог американской службы – российскую «911». Автоответчик проинформировал: в выходной день служба принимает вызовы только с мобильного телефона, звонок платный. Ладно, деньги небольшие, перезваниваем. Подчеркнуто вежливый дежурный внимательно выслушал, посочувствовал, поехал вместе с нами, после чего сказал, что также приехать не может, но передаст наш звонок по инстанциям, может, кто и приедет.

Через три часа никто не приехал. Голубь медленно издыхал на глазах у перепуганного ребенка. Когда он в агонии начал топорщить крыльями, мы еще раз позвонили в «911». Дежурный сообщил, что раз за это время никто не приехал, то, видимо, уже и нечего ждать. И что нет у нас в Москве такой службы, которая занимается больными птицами, даже перед возможной угрозой птичьего гриппа. И самый простой вариант – это позвонить в ДЭЗ, спросить, не согласиться ли дежурный сантехник или электрик за 150 рублей и бутылку водки выкинуть птицу. Работник ДЭЗа не согласился, хотя и переспросил номер квартиры (видимо, чтоб уже никогда к нам не приходить).

На Мосветстанции, что находится по улице Юннатов, предложили тушку умершей птицы «утилизировать самостоятельно», но им все-таки позвонить – случай будет зафиксирован в журнале, а данные сообщены в нашу районную ветстанцию. Либо, если голубь еще жив, опять таки самим привезти птицу к ветврачам.

В итоге голубя вынесли сами. Нацепили длинные, до локтя, хозяйственные перчатки, положили его в коробку и отнесли на помойку. Теперь будем искать тех специалистов, которые согласились бы обеззаразить балкон.

Комментарии

Александр Герасимов, врач-эпидемиолог:

Птицы, помимо гриппа, болеют и умирают от множества причин; в частности, у московских голубей основная причина смертности – орнитоз. Кстати, и та, и другая болезнь реально опасны только при прямом контакте с внутренностями птицы, поэтому вскрывать ее не надо. Микробы также можно вдохнуть с пухом или пылью, поэтому стоит соблюдать осторожность. Можно, конечно, отнести ее на ветстанцию и сделать анализы.

В пресс-службе московского объединения «Ветеринария» сообщили «РГ»:

То, о чем вы говорите, скорее всего, орнитоз, на северо-западе столицы недавно была вспышка этой болезни. За 9 месяцев 2005 года орнитозом в Москве заболели 4 человека. Больная птица становится вялой, оперение блекнет, слезятся глаза, она отказывается от пищи, хвост перемазан жидким пометом. Если к вам на балкон приземлился такой «подарок», лучше вынести его на улицу – птица все равно обречена. А потом стоит сделать влажную уборку с применением дезинфицирующих средств, используя защитные очки, ватно-марлевую повязку и резиновые перчатки.


Кстати

Массовый мор голубей зафиксирован в поселке Тимофеевка Черняховского района Калининградской области. По оценкам санэпиднадзора, гибель птиц связана с болезнью Ньюкасло, или иначе – псевдочумой, а не с птичьим гриппом.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе райадминистрации, глава района Андрей Виноградов распорядился о введении в поселке карантина. Предписано ликвидировать все поголовье голубей, которых содержит местная жительница. Проводиться вакцинация домашней птицы.



«Российская газета» от 9 ноября 2005 года.