admin

Что создает птицам комфорт и что его нарушает?

Однако, «не хлебом единым…». Как мы уже упоминали, не только обилием пищи привлекает город птиц. Это и обилие мест для гнездования, и удобные места для отдыха, недоступные для хищников. Город для синантропных птиц является комфортной средой. Главная задача пестконтроля в области регуляции популяций птиц, как раз и состоит в том, чтобы создать глобальный (в масштабах мегаполиса в целом) или локальный (в масштабах охраняемого объекта) дискомфорт среды для нежелательных птиц. Рассмотрим подробнее, что важно для птиц в окружающей их среде, что комфортно для них, а что нет.

Каждое живое существо и, в том числе птицы, решают три основные задачи. Одну из них мы уже рассмотрели – это задача найти корм. Две другие также достаточно очевидны. Это – не быть съеденным самому и размножиться. Все то, что помогает птицам в осуществлении этих задач – комфортно и, наоборот, все то, что мешает их выполнению – создает дискомфорт. Рассмотрим эти аспекты жизненных установок птиц в плане средств и возможностей и перспектив пестконтроля.

Не появился ли хищник?

Чем бы ни занимались птицы, они постоянно сканируют окружающую среду, выслеживая появление хищника - нет большего ужаса для пернатых, чем мелькнувший силуэт хищной птицы. Во время кормежки птицы постоянно приподнимают голову, что обозреть окрестности. Воробьи, например, делают это в определенном ритме. Находясь в большой стае, каждая птица делает это реже, чем при кормежке в одиночку или в маленькой стае: больше стая – больше глаз – меньше опасности.

Для отдыха птицы выбирают хорошо защищенные от хищников места, из которых бы можно было, находясь в безопасности наблюдать за обстановкой. Для воробьев это густой кустарник (живые изгороди, декоративные кусты и т.д.); для голубей – различные горизонтальные поверхности построек, которые бы обеспечивали хороший обзор, но мешали бы быстрым маневрам хищника (вот почему голуби любят садиться на подоконники); вороны для отдыха используют, как правило, ветви деревьев, создающие надежную опору и не мешающие в случае необходимости экстренным движениям. Очевидно, что отсутствие или недостаток присад или убежищ для отдыха существенно снизят комфортность среды для птиц.

Зрение, слух, обоняние и вкус птиц

Многие черты не только поведения, но и морфологии птиц специально приспособлены к наблюдению за окружающей обстановкой в трехмерной среде. Зрение является наиболее развитым чувством у птиц, и зрительный аппарат их во многих отношениях превосходит органы зрения других животных. Общее поле зрения у птиц с резко выраженным латеральным (боковым) поло­жением глаз (воробьиные, голуби) составляет около 300°, латеральное поле зрения каждого глаза — 150° (т. е. на 50° более, чем у человека). Но поле бинокулярного зрения, т. е. площадь совпадения полей зрения обоих глаз перед птицей, равно лишь 30° (против 150° у человека). Иной является и подвижность глаз — движения глаз у птиц независимы и огра­ничены.

Латеральное зрение птиц соответствует узким полям монокулярного зрения у человека и может быть сравнено с ощущениями температуры правой и левой сторо­нами человеческого тела или с осязательными ощущениями правой и левой рук у человека. Оно значительно облегчает птицам сканирование пространства для обнаружения появления хищника.

Из других органов чувств у птиц хорошо развиты слух и вкус. Птицы хорошо слышат, причем диапазон их слухового восприятия, как правило, значительно шире, чем у человека. Многие птицы хорошо слышат ультразвуки. Птицы различают ощущения сладкого (обычно положительная реакция), соленого, кислого, а некоторые формы и горького.

Обоняние у птиц развито слабо. Оно лучше развито у тех форм, которые разыскивают себе пищу не на лету, а на земле (кулики, утиные). Хорошо развитое обоняние имеется даже у трубконосых, а в особенности у киви, ночной птицы, разыскивающей себе пищу исключительно при помощи обоняния. По последним данным значительным обонянием обладают и падалееды (грифы).

Так или иначе, главными органами чувств, которыми пользуются птицы, пытаясь обнаружить хищника, являются зрение и слух. Все, что напоминает вид или голос хищника вызывает у птиц незамедлительную реакцию: воробьи бросаются в ближайшее убежище, как правило, густой куст, где маневры хищника невозможны; голуби и воробьи (в отсутствии поблизости убежища), взлетают и собираются в плотную стаю, а вороны чаще всего … летят к хищнику и пытаются сами напасть на него. Дело в том, что сила хищника - в неожиданности нападения, если хищник замечен, то шансов на успешную охоту у него мало. Именно поэтому вороны окрикивают хищника, как бы оповещая о нем. Эта форма поведения в науке получила название моббинга (mobbing), буквально – «столпотворения» или в русской орнитологической литературе – окрикивания.

Так или иначе, каждое появление хищника отнимает у птиц - потенциальных жертв - много сил и времени. Очевидно, что частое появление хищников (реальное или мнимое) в каком либо месте существенно уменьшит для птиц комфортность среды в этом месте.