Обилие корма
Постоянное обилие корма – вот что привлекает птиц в городе
Что же привлекает птиц в городе, настолько, что они готовы жертвовать своими привычками? Ответ прост: постоянное обилие корма. Два других фактора менее очевидны, но также существенны. Это микроклимат и искусственная освещенность. Температура воздуха мегаполиса в период зимних холодов несколько выше, чем в окружающем ландшафте. Так, в центре города она может быть выше, чем в пригородах на 2-3 градуса. Сила ветра здесь всегда меньше. Это привлекает птиц, особенно при выборе мест ночевок. Врановые, например, могут ежедневно перемещаться на десятки километров, скапливаясь на ночевках в парках центра города тысячными стаями.
Искусственное освещение увеличивает продолжительность дневной кормежки. Известно, что зимой в природе птиц часто лимитирует не ограниченность корма, а короткий световой день и, как следствие, недостаток времени для кормежки. В городе нередки случаи, когда птицы кормятся до глубокой ночи в искусственно освещенных метах. У воробьев, живущих в метро, околосуточная ритмика может быть полностью нарушена – они активными могут быть в любое время суток.
Главным, однако, является фактор кормовых ресурсов. При этом более существенно не столько обилие корма для пернатых в городе, сколько его стабильность. Последнее обстоятельство приводит ко вполне предсказуемым последствиям. Для того, чтобы понять к каким именно, можно рассмотреть природные популяции врановых, живущих в условиях постоянной, богатой кормом среды. В такой среде живут, например, американские родственники наших ворон – флоридские кустарниковые сойки. Они выращивают птенцов и охраняют свою территорию большими семейными (коммунальными) группами, включающими патриархов – производителей и нескольких помощников – птенцов от прошлых лет. Причиной развития такой формы размножения, как считают ученые, является стабильность кормовой базы и ограниченность мест гнездования: молодые вынуждены оставаться с родителями и ждать, когда им в наследство достанется родительский участок. Вспомним, что такие же условия сформировались в городе для ворон: корма много и он стабилен, а плотность популяции высока.
Действительно, в результате многолетних исследований ворон на Воробьевых горах в Москве мы обнаружили отчетливую тенденцию ворон к образованию коммунальных групп! Птенцы, которые обычно у ворон теряют связи с родителями в первую осень жизни во время осенних кочевок, в городе могут сохранять связи с родительским участком и самими родителями вплоть до появления у них следующих птенцов. Зимой соседние пары со своими подросшими птенцами формируют оседлые в пределах своих гнездовых территорий группировки, которые охраняют свои источники пищи от стай мигрантов. Это, как правило, мусорные баки во дворах, возле мест общественного питания и т.д.
При отлове птиц в Московском зоопарке было найдено, что в Москву на зиму откочевывают вороны не только из северных областей, но из южных, таких как Калужская, Орловская, Тульская. Эти птицы широко перемещаются в поисках корма и находят его, как правило, вне сферы жизнедеятельности оседлых группировок – на городских свалках, среди отходов мясокомбинатов и других предприятий пищевой промышленности и т.д., словом, в тех местах, где в силу ряда причин вороны не гнездятся, но корм обилен. Именно иммигранты составляют основой контингент зимних ночевок.
Таким образом, именно стабильностью и обилием кормовых ресурсов город привлекает птиц. Отсюда вывод – для сокращения численности птиц в городе необходимо лишить птиц доступа к кормовым ресурсам. Для Москвы это, прежде всего, мусорные баки, которые до последнего времени редко снабжались крышками. Первоочередные меры в масштабах города очевидны: снабдить мусорные баки крышками и – главное закрывать их (!). В последнее время появились специальные закрывающиеся контейнеры и, надо полагать, это снизит плотность гнездовой популяции серых ворон в Москве, а, возможно, голубей и воробьев.
Вторая, не менее очевидная проблема – городские свалки, очистные сооружения, и места промежуточной концентрации отходов пищевых предприятий. Ограничение доступа птиц к этим источникам пищи в значительной степени лишит привлекательности мегаполиса как места зимовки.
Таким образом, как говорил Козьма Прутков «зри в корень». Лишив синантропных птиц доступа к обильному и постоянному корму, мы тем самым существенно продвинемся в решении проблемы гармонизации городской орнитофауны.