Птицы и аварии самолетов
Илья Шандров
По статистике, одной из наиболее частых причин аварий воздушных судов являются столкновения с птицами. Каждую осень и весну авиаторы сталкиваются с этой проблемой. Воздушным многотонным лайнерам угрожают, в прямом смысле этого слова, пернатые террористы. По этой причине только за одно десятилетие в США, например, погибло 11 пилотов и разбилось 19 самолетов с общим убытком более 100 миллионов долларов. Причем орнитологическая ситуация настолько сложная, что даже ставится вопрос об отстреле птиц. По счастливой случайности - на территории России, авиакатастроф из-за столкновения с пернатыми еще не было. Специалисты объясняют это тем, что крупных птиц у нас не много, а мелкие пока вызывали только аварийные ситуации. А.И. Рагочев и В.А. Лобанов в 1981 году провели анализ 450 столкновений самолетов с птицами, и получили следующие результаты. Наиболее часты столкновения с голубями (26%), далее с чайками (19%), водоплавающими (14%), хищниками и воробьиными по (13%).
Также выявлены этапы полета с наибольшей вероятностью аварий: посадка 32,5%, взлет 31%, авиахимработы (в том числе полеты на низких высотах) - 12,3%, на маршруте - 24,2%, и потенциально опасные виды на этих этапах: голуби - набор высоты; чайки - при разбеге, пробеге, взлете, посадке; хищники - крейсирующий полет; врановые - при разбеге, пробеге, взлете; водоплавающие - при снижение, крейсирующем полете; мелкие воробьиные - при посадке; стрижи - при крейсирующем полете, наборе высоты.
Относительно разных частей самолета в 45% птицы попадают в двигатель; в 18% - в крылья; в 15% - в носовую часть; в 12% - в кабину; в 4% - в хвост и надстройки; в 2% - в фюзеляж.
Сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.
Помимо опасности катастрофы при столкновение авиакомпании несут экономические убытки. Попадание в двигатель даже мелких воробьиных приводит к выходу из строя турбины стоимостью десятки тысяч долларов, компании терпят убытки при задержке вылета, при сливе топлива, мелком ремонте и т.д.
На летнее время приходятся основное число столкновений, кроме того, что с 15 мая число вылетов увеличивается вдвое, изменяется состав орнитологической фауны окрестностей аэропорта и воздушного пространства.
С самолетом сталкиваются птицы, впервые попадающие на аэродром, впервые увидевшие самолет на близком расстояние, несумевшие из-за слабых экстраполяционных данных, и несовершенных летных навыков избежать столкновения. Основные участники аварий слетки, сеголетки и впервые очутившиеся на аэродроме птицы. Навык экстраполяции развит у разных видов по-разному.
Как показали исследования, в течения суток частота аварий не одинакова. Это связывают с дневным образом жизни большей части птиц, и основной массой рейсов в светлое время суток.
Одна из причин столкновений - схожесть в аэродинамических условиях для взлета у самолетов и птиц. Потребность во встречном ветре приводит к совпадению осей взлета, даже после обнаружения птицей самолета происходит уменьшение времени для маневра у птицы. Это касается прямолинейного движения самолета. При взлете, посадке, развороте, когда самолет совершает криволинейное движение птицам тяжело сделать точную экстраполяцию, что и объясняет столкновения на взлете, посадке, на маршруте.
Неоднозначность частоты столкновений при разных скоростях самолета результат экстраполяции птиц. Как известно птицы определяют скорость относительно земли и других птиц, а при развитие техники появились: автомобили, поезда, самолеты, приводящие к ошибке в расчете расстояния.